Между «Гольяново» и «Маяковской»

Анатолий Вассерман встретился с Советом ветеранов войны и труда Мосметростроя. Публицист говорил со строителями метро о транспортной системе, архитектуре. И узнал новое о работах художника Александра Дейнеки на станции «Маяковская».

Публицист Анатолий Вассерман двадцать пять лет охотно пользуется московским метрополитеном. Как любой житель города, он добирается до любой точки столицы с помощью метро быстрее, чем наземным транспортом. Как краевед и любитель архитектуры, иногда водит по станциям экскурсии. Кроме того, он внимательно следит за развитием подземки.

Вассерман на днях комментировал новость о том, что в Гольяново метро проберется в течение трёх лет. Транспортная доступность этого района Москвы давно вызывала его критику: жители вынуждены добираться на работу от станции «Щёлковская», и она уже давно перегружена. Новое метро выручит район, взяв на себя доставку семидесяти тысяч москвичей к рабочим местам и обратно.

По его убеждению, строительство метров в районе Гольяново разгрузит улицы от личных автомобилей. Сегодня предложения Вассермана воплощаются в жизнь, в том числе и сотрудниками Мосметростроя.

И когда метростроевцы пригласили Вассермана на встречу с советом ветеранов организации, эрудит согласился охотно.

В строю Мосметростроя

Компания отмечает дни рождения с 1931 года. Под Москвой первые пассажиры поехали 15 мая 1935 года — линию сдали в рекордные сроки. Мосметростроем сооружены 193 из 241 действующих станций. Сегодня компания обеспечивает рабочими местами двенадцать тысяч человек.

Совет ветеранов войны и труда Мосметростроя представляет интересы двух тысяч заслуженных строителей московского метро. На встрече семеро ветеранов, представляющих актив Совета, рассказывали Анатолию Вассерману о рабочих заслугах и фронтовых подвигах метростроевцев во времена войны.

— 26 выпускников подмосковного аэроклуба Метростроя — герои Советского Союза, — с гордостью рассказывает председатель совета ветеранов Борис Пригода, — И один из них — дважды.

Станция последнего романтика

— Когда я ещё был одесситом, — рассказывает Вассерман, — устраивал своим друзьям-москвичам экскурсии по станциям подземки. Они хватались за голову: как я этого не замечаю, каждый день езжу?! Вот уже четверть века я москвич, и сам воспринимаю метро больше как транспортную артерию. Сейчас есть ещё около десятка станций, на которых я ни разу не был.

Первый вопрос, который работники Мосметростроя задали эрудиту, был о любимой станций. Вассерман назвал сразу две: «Пушкинскую» и «Маяковскую».

— Во-первых, они представляются мне наилучшими в архитектурном отношении. Во-вторых, потому что они в наибольшей степени согласованы с эпонимами — с теми, кто дал имена. И названия сохранили. Соседнюю «Горьковскую» переименовали в «Тверскую», потому что стиль ее архитектуры был совершенно нейтральным. Видимо, архитектор решил, что одного имени хватит. И не отразил стиль в архитектуре, ведь можно было сделать потрясающую композицию. Горький — один из последних романтиков.

Прохожу, задрав голову

Мозаичные плафоны «Маяковской» завораживают взгляд Вассермана всякий раз, когда он спускается под землю.

— Прохожу по станции, задрав голову, — признается эрудит.

«Маяковскую» открыли 11 сентября 1938 года. В 1939 году станции вручили гран-при международной выставки — в том числе и за ее оформление, одним из элементов которого стали мозаичные картины Александра Дейнеки — яркого светского художника, отец которого также был метростроевцем. В нишах сводов размещены мозаичные плафоны, выполненные по его эскизам ленинградской мастерской Владимира Фролова.

В каждом сюжете серии «Сутки Советского неба» — полёт. «Два самолета и цветущая яблоня», «Прыжок в воду парня и девушки», «Бомбардировщики ночью», «Парашютисты утром»… Нужно идти и смотреть — билет в метро дешевле музейного.

Сюрприз для Вассермана

Мозаиками Дейнеки интеллектуал и эрудит не просто любуется. Он сходу готов дать короткую емкую лекцию о них: одна из мозаик станции из-за ошибки проектировщиков была скрыта металлоконструкциями.

Но и ветераны удивили Вассермана, рассказав, что после строительства подсобных помещений, пассажирам открыли другую мозаику великого Дейнеки — «Красное знамя». До этого она была скрыта стенкой. Вассерман обещал в ближайшие дни отправиться на «Маяковскую», чтобы специально полюбоваться «Красным знаменем».

Метро по уму

Говорили не только об оформлении станций. Метро — яркий памятник архитектуры. Но без ежедневной работы этого памятника Москва не просуществует и суток. Город растёт, обновляется и его транспортная система. И чтобы обновление успевало за ростом, решения должны быть не только обеспечены ресурсами, но реализовываться, как говорится, по уму.

Станции глубокого заложения последние годы строят редко — специалисты говорили об этом даже с некоторым сожалением. Но Анатолий Вассерман заверил: в центральных районах Москвы есть места для новых станций. Как и необходимость в их строительстве. А другого варианта, кроме ухода глубоко под землю, у метрополитена нет. Так что интересных проектов у метростроевцев будет много.

Решили встречаться чаще

— Как? Уже все?! — тихо сказал кто-то из совета через час, когда Вассерман извинился и начал собираться. Участники встречи расставались с неохотой: Анатолия Вассермана подгонял график: кстати, его уже ждали как раз в Метрогородке на встрече с пенсионерами -пользователями его онлайн «Академии Вассермана».

После общего фото, Анатоли отправился (на метро!) на новую встречу, захватив с собой подарки — три книги Мосметростроя и набор значков для коллекции.

Ветеранам публицист обещал регулярные встречи и подарил свою книгу «Чем капитализм хуже социализма», а также подарочный набор со сладкой «зарядкой для мозга» — Вассерман к шоколаду равнодушен, но использует его в качестве допинга перед интеллектуальными состязаниями. Может быть в этом секрет побед Вассермана?

Автор Николай Шелепов Фото Алена Куренова

поделиться с друзьями